«Говори, Форрест, говори!» Как понять, что у ребенка речевые нарушения и что делать. Развивающие игры для маленьких детей

Знакомая сцена? Форрест Гамп сбрасывает ортопедические скобы и бежит без остановки пол фильма. Сильный фильм, сильная сцена борьбы человека с нарушениями в развитии.

Примерно в половине случаев нарушения в развитии ребенка происходят по причине психотравмы, в том числе речевые – если вовремя начать коррекцию и лечение, можно избавить ребенка от недуга.

Кроме психотравмы, причиной возникновения расстройств речевого аппарата могут стать наследственность и родовые травмы, тогда врачи-акушеры поставят диагноз в самом раннем возрасте.

Как определить нарушение речи у малыша самостоятельно

Если врачи ничего не обнаружили, но нужно подстраховаться – посмотрите, что должен уметь ребенок к определенному возрасту:

Через 1 месяц Выражает недовольство криком
Через 4 месяца Улыбается, когда с ним общаются
Через 5 месяцев Произносит отдельные слоги, следит взглядом
Через 7 месяцев Привлекает внимание определенными звуками
Через 9 месяцев Говорит первые слова из одинаковых слогов типа «ма-ма»
Через 10 месяцев Знает примерно 8 звукосочетаний и слогов, может покачать головой или помахать ручкой
Через 12 месяцев Произносит хотя бы одно слово, прислушивается к музыке, понимает простые просьбы
Через 15 месяцев Может осмысленно позвать родителей
Через 19 месяцев Знает несколько осмысленных слов
Через 20 месяцев Различает слова «большой — маленький»

Речь ребенка формируется в самом раннем возрасте. Он или она смотрит на родителей, повторяет звуки. При существенных отклонениях от нормы есть повод обратиться к специалисту – в возрасте 3-4 лет скорректировать развитие ребенка легче, чем в средней школе.

Министерство образования и науки отмечает рост обращений родителей к логопедам: 58% школьников имеют логопедические проблемы.

Для коррекции развития речи у малышей врачи рекомендуют развивающие игры и стимулирующие мозговую активность препараты с мягким эффектом, сиропы.

Развивающие игры для детей до 3 лет

Главное, что можно сделать для малыша в таком раннем возрасте – создать эмоциональный комфорт и уют. Ребенок хорошо откликается на эмоции, но это палка о двух концах.

Не ругайтесь при ребенке, поддерживайте любые обращения к малышу улыбкой и любовью – все получится! Перечисленные ниже игры помогут облегчить процесс взросления любого ребенка и ускорить развитие речи.

  • «Я называю – ты ищешь». Игра для стимуляции произношения звуков, в которую стоит играть почаще и с разными предметами. Принцип простой, думаю вы уже догадались: обращаем внимание ребенка на предметы, проговариваем ему их названия и побуждаем малыша повторить и всегда хвалим.
  • Пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики рук ускоряет развитие речи. Можно массировать ручки малыша, но важнее помочь ему самому проводить гимнастику. Выучите простой стишок и повторяйте жестами его содержание, как сурдопереводчик:

С двух лет можно также учить ребенка лепке из пластилина – эффект развития мелкой моторики рук будет еще сильнее.

  • Учимся ползать и лазать. Ребенок со временем и сам освоит эту науку, но нет никаких причин не помочь ему с этим. Любое расширение его программы воспитания создает условия для ускорения развития и речи – главное не перегружать. Просим малыша приседать, подниматься по лестнице, перешагивать препятствия, догонять мяч.
  • Танцуем. Вместе с ребенком танцуем под простые песенки, в которых нужно делать простые движения ручками и ножками. Песня выступает своего рода инструктором: «руку левую вперед, ножку правую назад…». Вам разумеется нужно показать и рассказать, чтобы ребенок повторял. Это упражнение улучшает координацию и отлично дополняет предыдущее упражнение, помогает выстроить ассоциативный ряд малыша.

Здесь можно подсмотреть плейлисты на любой случай – правильная музыка только усиливает эффект. Попробуйте увязать одну деятельность с другой: если смотрели мультфильм, то включите музыку из него для занятия танцами.

  • Ролевая игра. Занятие для детишек постарше, но можно готовиться заранее – хуже не будет. Вместе с малышом воссоздаем ситуации из реальной жизни: укладываем игрушку спать, представляем себя водителем или врачом и тому подобное. Здесь вы начинаете строить жизнь ребенка, ведь в таком раннем возрасте закладываются основы, так что подходите к выбору ситуаций тщательно.
  • Маленький – большой. Игра на определение размеров предметов. Берем две коробки и учим ребенка разделять большие и маленькие, твердые и мягкие, круглые и квадратные. В последнюю очередь можно научиться раскладывать предметы разных цветов.
  • Игры на улице. Улица для ребенка – совершенно новый мир. Откройте его для своего маленького Колумба: показывайте объекты для наблюдения и подражания. Гуляйте вместе, а не просто возите из точки А в точку Б.

Игры расширяют восприятие ребенка. Чтобы стимулировать развитие речевого аппарата, важно закладывать речевые ассоциации. Обычно, когда ребенок берет что-то нехорошее, мы сообщаем ему сигнал “фу”, подкрепляя слово соответствующей гримасой. Ребенок понимает этот сигнал. Ваша задача расширить количество таких ассоциаций, помочь ребенку выйти за рамки “плохое-хорошее” и он будет опережать сверстников.

Информация предназначена для работников здравоохранения