«Тяжело в учении – легко в бою»: школьная дезадаптация, профилактика и помощь

Есть такая профессия – школу посещать. Все помнят эту пору побед над гранитом науки. В школьные годы появляются первые друзья, первая любовь – ребенок впервые знакомится с обществом и его законами.

Все чаще это травмирующий опыт для ребенка. Главный психиатр Минздрава России предоставил статистику: 70% школьников имеют психические аномалии, а 30% от общего числа страдают от школьной дезадаптации.

Школьная дезадаптация – психическое и иногда физическое отклонение, мешающее школьнику влиться в школьную среду.

Кадр из фильма «Временные трудности»

Для родителей школьная дезадаптация означает падение успеваемости, жалобы на поведение и прогулы от учителей. Ребенок устает, плохо идет на контакт.

Нам кажется, что это «временные трудности», что пройдет само или что строгий выговор сделает его лучшим человеком. В лучшем случае жалуемся на школу и как-то пробуем с ребенком проводить время – хороший старт, но важно понимать суть проблемы.

Причины школьной дезадаптации

  • Гиперопека, сильное давление авторитетом. Ребенок боится неудач и ошибок, стыдлив;
  • слабый иммунитет, болезни, переутомляемость;
  • неподготовленность к нагрузке в школе, отсутствие знаний и навыков справляться с заданиями учителя;
  • невнимательность, слабая память, проблемы с самооценкой, нарушения развития;
  • сложная, слишком насыщенная образовательная программа.

Рекомендации по борьбе со школьной дезадаптацией

Каждому из нас хочется, чтобы его индивидуальность ценили, но для этого нужно работать над собой. Школьнику это часто оказывается не под силу, он не получает внимания, возникает дезадаптация.

Нужно отвлечься от своих проблем и представить мир ребенка. Вот он попадает в новый класс, вдохновленный. Все школьники разные, не у всех есть умение налаживать контакт. Стеснение или незнание обстановки тяжело сказывается на новичках.

Особо впечатлительные школьники испытывают тревожность при знакомстве, это нормально, но откуда детям знать. Новеньким и особенным, чем-то выделяющимся ребятам достается от сверстников. Это бьет по характеру ребенка, лишает его уверенности. В итоге он замыкается в себе и вдохновение к учебе испаряется.

Эмоциональная дезадаптация – ребенок переживает срыв, походы в школу не приносят удовольствия, а поделать с этим он ничего не может. Такая история часто случается с детьми, на которых родители возлагают большие надежды. Но от ошибок никто не застрахован и они тяжело их переживают.

Есть два типа эмоциональной дезадаптации: когда ребенок делится проблемами и когда молчит. Второй случай особенно тяжелый, потому такого школьника необходимо выводить на контакт.

Метод беседы

Поговорите с ребенком. Не выливайте на него все сразу, но постарайтесь наладить человеческий контакт. Когда он начнет вам доверять – он раскроется сам.

  • Больше внимания: наблюдайте, играйте, советуйте, но не воспитывайте.
  • Не возлагайте на ребенка слишком много. Он конечно самый лучший, но он всего лишь ребенок, ему еще многое не под силу. Давайте ему ровно столько, сколько он может съесть: всех наук не освоишь.
  • Оценивайте его реальный успех, а не ожидаемый.
    Любые эмоциональные заявления взрослого провоцируют ребенка, потому не стоит общаться с ним на эмоциях больше необходимого – будьте с ним на равных.

Познавательная дезадаптация. Ребенку тяжело дается школьная программа.

Метод репетитора

Если есть проблема – ее нужно решать. Займитесь с ребенком учебой и подтяните его по нужным предметам, либо передайте это дело репетитору.
Поддерживайте его, несмотря на плохую успеваемость и у него все получится.

  • Дать ребенку понять, что любые его занятия очень важны. Так вы поможете ему обрести веру в себя: справился с этим, справишься и со всем остальным.
  • Ребенок должен понять, что любая цель достигается небольшими шагами – поощряйте его даже в небольших достижениях.
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими. Сравнивайте его в плане его личного прогресса, улучшения его собственных результатов.

Школьная система так устроена, что не всегда у ребенка есть возможность понять предмет. Учеников много, учителя не всегда обращают внимание на отстающих. В итоге отстающие школьники теряют интерес к учебе, отказываются учиться. Так проблема усугубляется. Особенно тяжелый случай – когда ребенка совсем никто не поддерживает. На почве непонимания у него развивается дезадаптация.

Поведенческая дезадаптация. Ребенок ведет себя неадекватно, не принимает нормы поведения. Для некоторых выражается в агрессии и вандализме, других – в зажатости и тревожности, но суть одна: школьник не чувствует поддержки и понимания.

Метод арт-терапии

Предложите ребенку изобразить на бумаге свою главную проблему. Не торопите и не прерывайте его во время рисования – ребенку важно дать время осмыслить себя, найти себя. Узнайте, что он имел в виду.

Рисунок это лишь один из вариантов занятия – подберите ребенку наиболее интересное. Такое, где он мог бы себя проявить по настоящему. Пусть попробует новое, а вы на этот раз проследите, чтобы он получал достаточную поддержку и внимание.

Физиологическая дезадаптация. Повышенная утомляемость, слабость, головные боли или боли в животе, нарушения сна и аппетита могут быть симптомами дезадаптации. Сюда также входят вредные привычки: обгрызание ногтей, ручек, дрожание рук, заикания, заторможенность или повышенная активность.

Специалист может точнее диагностировать физиологическую дезадаптацию и прописать лекарства, стимулирующие мозговую активность и успокаивающие нервы. Для начала можно проконсультироваться со школьным психиатром.

  • Возможно, ребенок недостаточно подготовлен к интенсивной школьной программе. Займитесь с ним развитием образного мышления: рисуйте, играйте в конструктор.
  • Любые занятия с детьми чем-то кроме просмотра телевизора дают результат, но лучше, когда он спланирован – создайте режим дня и объясните школьнику, чем он ему поможет.

Скрытая дезадаптация – когда ребенок уже пережил кризисные моменты школьной жизни, но не справился с ними до конца. Он подстраивается под обстоятельства, что разрушает его дальше. Он может хорошо справляться со школьными занятиями, но не находить контактов с другими детьми. Учитывайте общее состояние и отдельные сферы деятельности ребенка, чтобы вовремя увидеть проблему.

Важно обеспечить преемственность в развитии умений и навыков в школе. Кризисы школьной дезадаптации приходятся на переходные моменты из младшей в среднюю школу, в старшей школе при переходе на профильное обучение.

Совместные усилия психолога, учителя и родителей помогут школьнику адаптироваться к условиям обучения в школе, а врач подскажет лекарства, стимулирующие мозговую деятельность в переходный период.

Самое важное – восстановить у ребенка положительное отношение к жизни. Когда учеба в радость, школа перестает быть проблемой.

Информация предназначена для работников здравоохранения