Как помочь школьникам и студентам во время перегрузок

«Учеба это тяжелый труд, дети сегодня работают наравне со взрослыми, иногда и поболее. Учатся на один день больше, все выходные делают уроки».
– Александр Саверский, глава Общероссийской лиги защиты пациентов.

По данным Центра здоровья детей РАМН число учеников с нарушениями здоровья выросло на 26% с 2008 года. В старшей школе статистика детской заболеваемости в два раза выше, а у 47% школьников проблемы со здоровьем являются хроническими.

Что происходит с детьми?

Темпы роста требований рынка труда к выпускникам школ и вузов растут быстрее, чем дети успевают к ним адаптироваться. Раньше девятикласснику хватало пять-шесть уроков. Теперь хорошо, если ребенок приходит домой после восьмого, а ведь у него могут быть и другие занятия.

Перед каждым серьезным экзаменом темпы обучения возрастают еще больше, ребенок может не успевать перестроиться, из-за чего переутомляется. Ослабевает нервная система ребенка, снижается сопротивляемость инфекциям. Организм молодых людей приспосабливается к перегрузкам, потому важно уметь разглядеть их со стороны.

Как понять, что у ребенка перегрузка

  • Сон. Ребенок долго не засыпает или стал засыпать днем, хотя раньше такого не было;
  • Аппетит стал неадекватный: пониженный или повышенный;
  • Головные боли, повышенное давление. От головной боли страдают 70% школьников;
  • Вредные привычки – школьник грызет ручки, ногти;
  • Ухудшение памяти. Школьник теряется, не может сориентироваться в обстановке, запинается при разговоре;
  • Усилия перестают давать результат. Ребенок стал чаще ошибаться;
  • Гиперактивность, капризность, агрессия. Младшие школьники становятся слишком подвижными, обучающиеся в более старших классах или студенты – агрессивными;
  • Измотанный вид. Этот признак перегрузки у молодых людей проявляется в последнюю очередь.

Перегрузка осложняется тем, что у детей другие приоритеты, для них школа и вуз – площадка для социализации. Они дружат, влюбляются, это отнимает силы и время, которые не учитываются в школьной программе.

Школьники и студенты учатся жить в стрессе, не учатся на уроках. Информации поступает больше, чем они могут усвоить.

Умственная перегрузка

Информационный стресс сказывается на памяти и внимании ребенка. Часто чтобы успеть везде студенты и ученики пропускают завтрак. В Москве 60% детей теряют в весе к концу первой четверти, хотя растущий организм, казалось бы.

Опросы НИИ гигиены и охраны здоровья детей РАМН показали, что 40% учащихся не завтракают. Получается, они голодные целый день, в лучшем случае где-то перехватывают еду, а полноценный прием пищи случается глубоко за полдень.

Уделите внимание питанию ребенка. В меню всегда должно быть достаточно:

  • белка (рыба, творог);
  • сложных углеводов (крупы, хлеб);
  • витаминов (овощи, фрукты, ягода);
  • жирных кислот (орехи).

Помогите ребенку найти время для прогулок на свежем воздухе, физических активностей. В школах приходится много сидеть, есть проблемы с нехваткой движения. Физическая нагрузка благоприятно сказывается на работе мозга. Сосуды расширяются, в важные системы организма поступает больше кислорода. У ребенка улучшается самочувствие, он лучше справляется с внутренним напряжением, достигает больших побед в учебе.

Эмоциональная перегрузка

Не только учебная нагрузка может спровоцировать у ребенка эмоциональный стресс. Учителя и родители возлагают большие ожидания. Ребенок не идеален и в какой-то момент ошибается, но подвести авторитетных для него людей он тоже не может. Если не налажен контакт ребенка со взрослыми, он начинает копить поражения в себе.

Умерьте пыл требований по поводу оценок, достижений в спорте. Принимайте ребенка таким, какой он есть и помогайте становиться лучше в том, что он любит и делает хорошо. Позвольте ему иметь свою жизнь, но не в ущерб отдыху. Спать молодежи нужно 8-9 часов.

Поддерживайте ученика. Поощряйте успехи, не наказывайте за неудачи. Эмоциональная поддержка особенно важна в период экзаменов.

При перегрузках у ребенка растет тревожность, сменяемая агрессией. Он не знает, как решить все свои задачи и заботы. Помогите ему, выведите на контакт, дайте облегчить свою ношу. Узнав, что его тревожит, вы сможете помочь ребенку реально. Может, ему не нравятся какие-то дополнительные занятия, секции и он боится вас разочаровать. Словом и делом помогайте, проводите с ребенком время.

«Оживляющая» гимнастика

  • Потянуться сидя или стоя, улыбнуться
  • Сделать 5 глубоких вдохов и выдохов, на 2 последних задержать дыхание на несколько секунд
  • Быстро поморгать глазами 50-60 раз, широко улыбнуться
  • Ладонью рабочей руки растереть переносицу до появления тепла в нижней части лба
  • Сильно сжать руки в кулаки 5-6 раз, улыбнуться широко 2 раза
  • Выгнуться назад при поднятых вверх руках, улыбнуться
  • Поочередно напрягать мышцы ступней, голеней и бедер, затем – кистей, рук, спины – 3 раза
  • Глубоко и спокойно подышать через нос (вдох до напряжения крыльев носа, затем – медленный выдох) – 3-4 раза
  • Выпрямить спину и выполнить 5 полукруговых движений головой в разные стороны

Способы снятия эмоционального напряжения

  • Бить подушку или боксерскую грушу, топать ногами
  • Громко кричать, используя «стаканчик» для криков или бумажную «трубу»
  • Пинать ногой подушку или консервную банку
  • Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу
  • Прыгать изо всех сил (на батуте)
  • Перебирать в руках антистрессовые игрушки
  • «Цапля»: постоять на одной ноге, поджав под себя другую.
  • «Ветряная мельница»: поставить ноги в одну линию и имитировать руками движения крыльев ветряной мельницы в течение 30 секунд.
  • «Слон»: пройтись или пробежаться по комнате как слон (опора на вытянутые руки и выпрямленные ноги – не сгибать их в коленных суставах).
  • «Дерево»: ступня одной ноги упирается во внутреннюю поверхность бедра другой ноги, которая является опорной, руки подняты вверх и сомкнуты ладонями, в такой позе постоять 1–2 минуты.
Информация предназначена для работников здравоохранения