Диагноз вегето-сосудистая дистония

Диагноз вегето-сосудистая дистония.

Как лечить детей и избавиться от недуга самим

К врачам часто обращаются больные с жалобами на слабость, головные боли, головокружения, потливость, дискомфорт при дыхании, гиперемии лица, тяжести в голове, тошноты и головокружения, звон в ушах и плохой сон.
У 70% из них по статистике вегето-сосудистая дистония.

Медики не определились с тем, как относиться к этому болезненному состоянию. Одни считают, что это самодостаточная болезнь. Другие убеждены в ее отсутствии, а связанные симптомы для них это комплекс более глубоких проблем человека, которые необходимо диагностировать.

Симптомы вегето-сосудистой дистонии (ВСД):

  • неврозы. На почве стрессов развивается необъяснимая тревожность, беспокойство, страхи, бессонница;
  • повышенная чувствительность — тяжело переносите смену погоды или повышение физической нагрузки, быстро утомляетесь;
  • ускоренный пульс и нестабильное давление;
  • панические атаки, напряжение в теле, потливость, бледность, тошнота, головокружение, обмороки.

В диагностике ВСД у детей есть сложности. В младшем возрасте они очень подвижны, перемены настроения являются нормой. Нервная система человека формируется к 13 годам. До этого возраста пульс всегда учащен и по нему нельзя точно диагностировать болезнь.

Что происходит в организме при вегето-сосудистой дистонии

В моменты стресса у нас растет эмоциональное напряжение, это нормальная защитная реакция организма. В запущенных случаях эмоции зашкаливают. Это ведет к сбоям нервной системы, которая управляет процессами ускорения и замедления кровотока в организме.

В случае разлада этих процессов и возникает вегето-сосудистая дистония — сосуды расслабляются в моменты напряжения и напрягаются во время отдыха, оставляя человека опустошенным и больным. Помочь наладить работу сосудов могут стимуляторы кровообращения.

Как понять, что у ребенка ВСД и что делать

К симптомам вегето-сосудистой дистонии у детей относятся такие факторы:

  • Малоподвижность, апатичность. Если по подвижности определить что-либо сложно, то малоподвижность это верный симптом нарушения;
  • Плаксивость. Если ребенок часто плачет и причину найти сложно, у него может быть ВСД;
  • Неравномерный сон. Ребенок то много спит, то не может уснуть;
  • Повышение температуры без причины, одышка.

Каждый симптом по отдельности не говорит о проблеме, но весь комплекс говорит о необходимости посетить врача и следовать его рекомендациям.

Симптомы ВСД у подростка. Что делать

  • Агрессивность или зажатость. Эмоциональные крайности это всегда признак плохого самочувствия. Поговорите с ребенком, обсудите его тревоги и волнения, но не ругайте его. Важно сохранить или создать дружеские отношения;
  • Проблемы в общении со сверстниками, окружающими. Чужие люди могут быть не такими понимающими, могут не знать о болезненном состоянии ребенка, что ведет к неустроенности в обществе. В период полового созревания с ребенком особенно сложно. Необходимо наблюдение врача, психолога;

  • Плохая успеваемость. Проанализируйте учебную нагрузку на ребенка, если она не превышает нормы, то есть повод беспокоиться и обратиться к врачу;
  • Нарушение биоритмов происходит вследствие малоподвижного образа жизни и информационной перегрузки в школе или кружках. Мир ребенка насыщен информацией и без этого — компенсируйте нагрузки на мозг физической активностью, но без фанатизма. Отлично подходит плавание.

Режим и диета

В час ночи происходит выработка важных для организма человека гормонов, но только когда мы спим. Даже если вы не уверены в диагнозе, помогите ребенку наладить режим дня. Ложиться спать следует не позднее 23 часов, спать не меньше 8 часов.

Другой фактор успеха лечения от ВСД — еда. Меню должно исключать сладкое и кофе, содержать много овощей, рыбы, фруктов и творога. В этих продуктах высокое содержание витаминов группы B, при ВСД наблюдается их недостаток.
И самое важное — стоит избегать стрессов и учить ребенка с ними справляться. Объясните, что страх это нормально, ненормально не бояться, не совершает ошибки только тот, кто ничего не делает. Не возлагайте на ребенка непосильных надежд, будьте объективны и учитывайте его взгляды на мир. Он такой же его участник.

Вегето-сосудистая дистония у взрослых

Спровоцировать ВСД у взрослого человека могут:

  • Тяжело протекающие болезни и инфекции;
  • Неравномерный ритм жизни, когда нет времени спать, не получается нормально отдыхать и восстанавливаться;
  • Депрессия, сильное переживание или протекающий фоном, постоянный стресс;
  • Несбалансированное питание, обеды “на ходу”, перебор с кофе или алкоголем;
  • Повышенная или пониженная физическая нагрузка;
  • Смена часовых поясов;
  • Беременность или климакс у женщин дестабилизируют гормональный фон.

Лечение вегето-сосудистой дистонии. Правильные привычки и занятия

В качестве профилактики ВСД взрослым хорошо подойдут занятия в бассейне. Плавание укрепляет весь организм целиком, не только нервную систему. Выделяйте 1-2 вечера на короткие заплывы, и ваше качество жизни улучшится.

К бегу при симптомах ВСД стоит относиться осторожно. Перебор с бегом грозит повышением давления, одышкой. Если любите или хотите побегать, следует делать это сниженными темпами.

А вот езда на велосипеде оказывает благоприятное воздействие. Происходит насыщение организма кислородом, укрепляется иммунитет, давление стабилизируется. Но от продолжительных велозаездов лучше отказаться, хорошо в меру.

Пусть у вас на столе рядом с кроватью всегда будет бутылка воды — делайте пару глотков сразу при подъеме и мобилизируйте его с помощью зарядки, а потом примите контрастный душ.

Лечебная гимнастика, йога, медитации помогут расслабить организм и снять нервозность, напряжение. Особенно присмотритесь к йоге, при ВСД ее рекомендуют все специалисты.


«Вспомнить все»: как быть с проблемами запоминания детям, взрослым и пожилым

«Вспомнить все»: как быть с проблемами запоминания детям, взрослым и пожилым

«Память надо развивать до школы»
— профессор Эльконин Д.Б., доктор психологических наук.

Уже к 13 годам у человека полностью сформирована нервная система. К 25 годам наши возможности запоминания находятся на пике, а после 30 память ослабевает, говорят ученые. После 60 проблемы с памятью связывают со старением, они часто необратимы, но существуют способы замедлить процессы. Давайте по порядку разберем, что, почему и как в вопросе запоминания и концентрации внимания у людей разных возрастов.

Все не читала, но точно уверена в том, что "не нужно изобретать велосипед". Учите стихи и память будет отличная.

03.08.2014 16:01:07, Murcha

Почему ребенок плохо запоминает: симптомы и что делать

Сначала необходимо понять, что у ребенка есть проблемы. Вот признаки проблем с запоминанием и концентрацией у малышей:

  • ребенок имеет трудности с ответом на вопросы родителей, окружающих;
  • не вспоминает казалось бы известную ему информацию;
  • отвлекается чаще других;
  • его вниманием сложно управлять;
  • ребенок плохо погружается в какую-либо новую для него деятельность, учебу, стремится избежать занятий, но в целом имеет хорошие отношения со сверстниками.

Из за чего это происходит:

  • Наследственность. Если у вас или ваших родителей были расстройства внимания и памяти — они могут перейти вашему ребенку по наследству. Это не приговор, но повод обратить больше внимания на развитие ребенка. Особенно в раннем возрасте, когда нервная система только формируется.
  • Невроз. Заковыристое заболевание психики, вызываемое стрессом. Чтобы ребенок не нервничал, сохранял психику в норме — не ругайтесь при нем, воспринимайте как равного себе и не перегружайте занятиями-учебой.
  • Переутомление и недосып. Ребенок должен спать 8-10 часов для нормального отдыха и восстановления. Если ваш спит меньше — проанализируйте его нагрузку, наладьте режим и питание.

Регулярно включайте в детский рацион натуральные источники антиоксидантов — вкусные и полезные соки, особенно виноградный, в котором ещё и много глюкозы, прекрасно питающей мозг.

  • Гиперактивность. Может быть связана с недосыпанием. Гиперактивность это синдром, с этим в первую очередь к врачу, чтобы прописал успокоительные препараты.
  • Недостаток свежего воздуха. Мозг лучше работает, когда к нему поступает достаточно кислорода. Лучший способ это гарантировать — чаще гулять, соблюдать режим дня, принимать детские лекарства и сиропы, улучшающие кровоток.
  • Ребенку уделяется мало времени. Ребенок это ответственность. Никаких “бог дал зайку даст и лужайку” — это ваш малыш и с ним нужно заниматься. Вплетайте развивающие упражнения в то, что ему нравится делать, подбирайте занятия по возрасту.

Развивающие мышление игры для детей разных возрастов

3-6 лет

Придумайте 10 пар слов, одинаковых по смыслу. Повторяйте их ребенку, пока он не запомнит. Потом нужно сказать первое слово, чтобы ребенок назвал правильно второе. Вода — душ, улица — гулять и тд. Игра позволяет развить ассоциативное мышление.

6-10 лет

Игра на внимание. Придумываем историю. После каждого предложения даем ребенку знак хлопком. Ребенок должен сориентироваться и произнести “и я” в случае, когда действие в предложении совершает человек:
— Мальчик пошел в гости к дедушке.
— И я.
— У дедушки он погладил собаку.
— И я.
— Собака стала вилять хвостом. (ребенок молчит).

В этом возрасте можно приучить ребенка вести записи, заметки. После прогулки попросите его нарисовать все, что происходило. Если забыл — задавайте наводящие вопросы, он справится.

10-13 лет

В этом возрасте ребенку можно дать больше свободы, но направляйте его внимание в правильное русло. К 13 годам развивается логика и память, потому важно заложить полезные привычки: читать, рисовать заниматься спортом, играть с друзьями.

Ребенка могут заинтересовать настольные игры или более современные. Не вступайте в конфликт из-за увлечения ребенка компьютером или смартфоном, если не хотите потерять его доверие. Гораздо продуктивнее будет понять, почему ему интересно проводить время именно так. Поиграйте с ним, а затем покажите другие занятия.

Особенности развития памяти у старшеклассников и студентов

У ребят постарше повышается нагрузка, а значит и риск неврозов и психических расстройств. В условиях перенасыщенности информацией прежде всего страдает память и внимание. Стрессы, депрессии на фоне эмоциональных перегрузок и вредные привычки, которые молодые люди приобретают в этом возрасте могут провоцировать сбои.

Симптомы потери памяти и внимания у взрослых детей:

  • много задумываются, а не потеряли ли они что-либо;
  • бывает сложно подобрать слова;
  • переспрашивают или повторяются при общении;
  • иногда не могу сориентироваться на местности;
  • часто путают дни и забывают о важных датах;
  • могут запутаться в инструкции или при выполнении задания.

Что с этим делать:

  • Ты это то, что ты ешь. Важно кормить главную мышцу правильно, с учетом необходимых витаминов и минералов. Мозгу нужна вода в большом количестве, витамин B в бананах и ржаном хлебе, поменьше жирной пищи, побольше рыбы и поливитаминов. Разумеется, стоит воздержаться от вредных привычек и морального давления на ребенка.
  • Планировать деятельность, наладить режим. Когда у ребенка так много задач, их важно структурировать, чтобы не решать все сразу, глаза в кучу. Обучите студента этому навыку, объясните пользу и он станет успешнее вопреки всему. Важно полноценно и правильно отдыхать: умственная деятельность должна сменять физическую и наоборот.

От слышимого мы запоминаем 5%, 15% — из видимого и 90% из того, что делаем.

  • Стимуляторы. На период экзаменов ребенку нужна дополнительная помощь. Проконсультируйтесь с врачом по поводу препарата, повышающего концентрацию внимания.

Как развивать память и концентрацию внимания в старшем возрасте

У пожилых людей может быть три вида проблем внимания и памяти:

  • «Порхающая рассеянность» — когда внимание бесконтрольно переключается и сложно сконцентрироваться. Обычно бывает у школьников, но при большой усталости случается со взрослыми.
  • «Ученая невнимательность» — когда внимание наоборот, переключить тяжело. Человек глубоко сосредоточен на своих мыслях.
  • «Старческая рассеянность» — возникает при постоянном переутомлении и кислородном голодании.

Советы по улучшению памяти и внимания:

  • регулярно ведите дневник, записывайте важное;
  • ведите осознанную жизнь, вдумывайтесь в детали происходящего, старайтесь все подмечать, как Шерлок Холмс;
  • проконсультируйтесь с врачом по поводу физических нагрузок и выкладывайтесь насколько это возможно;
  • спите вдоволь;
  • упорядочивайте свою бытовую деятельность, это дополнительная и регулярная практика памяти;
  • тренируй разум, читайте, общайтесь. Важно сохранять социальную активность и интерес к жизни;
  • ведите здоровый образ жизни и соблюдайте диету, богатую витаминами группы B;
  • принимайте настойки корня женьшеня, лимонника, элеутерококка, плодов рябины. Эти растения используются для лечения когнитивных функций.

Полностью проблемы с памятью в пожилом возрасте не убрать, но дальнейшее развитие можно остановить соблюдая перечисленные правила. Также есть препараты, стимулирующие мозговую активность, внимание, память.


Как помочь школьникам и студентам во время перегрузок

Как помочь школьникам и студентам во время перегрузок

«Учеба это тяжелый труд, дети сегодня работают наравне со взрослыми, иногда и поболее. Учатся на один день больше, все выходные делают уроки».
– Александр Саверский, глава Общероссийской лиги защиты пациентов.

По данным Центра здоровья детей РАМН число учеников с нарушениями здоровья выросло на 26% с 2008 года. В старшей школе статистика детской заболеваемости в два раза выше, а у 47% школьников проблемы со здоровьем являются хроническими.

Что происходит с детьми?

Темпы роста требований рынка труда к выпускникам школ и вузов растут быстрее, чем дети успевают к ним адаптироваться. Раньше девятикласснику хватало пять-шесть уроков. Теперь хорошо, если ребенок приходит домой после восьмого, а ведь у него могут быть и другие занятия.

Перед каждым серьезным экзаменом темпы обучения возрастают еще больше, ребенок может не успевать перестроиться, из-за чего переутомляется. Ослабевает нервная система ребенка, снижается сопротивляемость инфекциям. Организм молодых людей приспосабливается к перегрузкам, потому важно уметь разглядеть их со стороны.

Как понять, что у ребенка перегрузка

  • Сон. Ребенок долго не засыпает или стал засыпать днем, хотя раньше такого не было;
  • Аппетит стал неадекватный: пониженный или повышенный;
  • Головные боли, повышенное давление. От головной боли страдают 70% школьников;
  • Вредные привычки – школьник грызет ручки, ногти;
  • Ухудшение памяти. Школьник теряется, не может сориентироваться в обстановке, запинается при разговоре;
  • Усилия перестают давать результат. Ребенок стал чаще ошибаться;
  • Гиперактивность, капризность, агрессия. Младшие школьники становятся слишком подвижными, обучающиеся в более старших классах или студенты – агрессивными;
  • Измотанный вид. Этот признак перегрузки у молодых людей проявляется в последнюю очередь.

Перегрузка осложняется тем, что у детей другие приоритеты, для них школа и вуз – площадка для социализации. Они дружат, влюбляются, это отнимает силы и время, которые не учитываются в школьной программе.

Школьники и студенты учатся жить в стрессе, не учатся на уроках. Информации поступает больше, чем они могут усвоить.

Умственная перегрузка

Информационный стресс сказывается на памяти и внимании ребенка. Часто чтобы успеть везде студенты и ученики пропускают завтрак. В Москве 60% детей теряют в весе к концу первой четверти, хотя растущий организм, казалось бы.

Опросы НИИ гигиены и охраны здоровья детей РАМН показали, что 40% учащихся не завтракают. Получается, они голодные целый день, в лучшем случае где-то перехватывают еду, а полноценный прием пищи случается глубоко за полдень.

Уделите внимание питанию ребенка. В меню всегда должно быть достаточно:

  • белка (рыба, творог);
  • сложных углеводов (крупы, хлеб);
  • витаминов (овощи, фрукты, ягода);
  • жирных кислот (орехи).

Помогите ребенку найти время для прогулок на свежем воздухе, физических активностей. В школах приходится много сидеть, есть проблемы с нехваткой движения. Физическая нагрузка благоприятно сказывается на работе мозга. Сосуды расширяются, в важные системы организма поступает больше кислорода. У ребенка улучшается самочувствие, он лучше справляется с внутренним напряжением, достигает больших побед в учебе.

Эмоциональная перегрузка

Не только учебная нагрузка может спровоцировать у ребенка эмоциональный стресс. Учителя и родители возлагают большие ожидания. Ребенок не идеален и в какой-то момент ошибается, но подвести авторитетных для него людей он тоже не может. Если не налажен контакт ребенка со взрослыми, он начинает копить поражения в себе.

Умерьте пыл требований по поводу оценок, достижений в спорте. Принимайте ребенка таким, какой он есть и помогайте становиться лучше в том, что он любит и делает хорошо. Позвольте ему иметь свою жизнь, но не в ущерб отдыху. Спать молодежи нужно 8-9 часов.

Поддерживайте ученика. Поощряйте успехи, не наказывайте за неудачи. Эмоциональная поддержка особенно важна в период экзаменов.

При перегрузках у ребенка растет тревожность, сменяемая агрессией. Он не знает, как решить все свои задачи и заботы. Помогите ему, выведите на контакт, дайте облегчить свою ношу. Узнав, что его тревожит, вы сможете помочь ребенку реально. Может, ему не нравятся какие-то дополнительные занятия, секции и он боится вас разочаровать. Словом и делом помогайте, проводите с ребенком время.

«Оживляющая» гимнастика

  • Потянуться сидя или стоя, улыбнуться
  • Сделать 5 глубоких вдохов и выдохов, на 2 последних задержать дыхание на несколько секунд
  • Быстро поморгать глазами 50-60 раз, широко улыбнуться
  • Ладонью рабочей руки растереть переносицу до появления тепла в нижней части лба
  • Сильно сжать руки в кулаки 5-6 раз, улыбнуться широко 2 раза
  • Выгнуться назад при поднятых вверх руках, улыбнуться
  • Поочередно напрягать мышцы ступней, голеней и бедер, затем – кистей, рук, спины – 3 раза
  • Глубоко и спокойно подышать через нос (вдох до напряжения крыльев носа, затем – медленный выдох) – 3-4 раза
  • Выпрямить спину и выполнить 5 полукруговых движений головой в разные стороны

Способы снятия эмоционального напряжения

  • Бить подушку или боксерскую грушу, топать ногами
  • Громко кричать, используя «стаканчик» для криков или бумажную «трубу»
  • Пинать ногой подушку или консервную банку
  • Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу
  • Прыгать изо всех сил (на батуте)
  • Перебирать в руках антистрессовые игрушки
  • «Цапля»: постоять на одной ноге, поджав под себя другую.
  • «Ветряная мельница»: поставить ноги в одну линию и имитировать руками движения крыльев ветряной мельницы в течение 30 секунд.
  • «Слон»: пройтись или пробежаться по комнате как слон (опора на вытянутые руки и выпрямленные ноги – не сгибать их в коленных суставах).
  • «Дерево»: ступня одной ноги упирается во внутреннюю поверхность бедра другой ноги, которая является опорной, руки подняты вверх и сомкнуты ладонями, в такой позе постоять 1–2 минуты.


«Тяжело в учении – легко в бою»: школьная дезадаптация, профилактика и помощь

«Тяжело в учении – легко в бою»: школьная дезадаптация, профилактика и помощь

Есть такая профессия – школу посещать. Все помнят эту пору побед над гранитом науки. В школьные годы появляются первые друзья, первая любовь – ребенок впервые знакомится с обществом и его законами.

Все чаще это травмирующий опыт для ребенка. Главный психиатр Минздрава России предоставил статистику: 70% школьников имеют психические аномалии, а 30% от общего числа страдают от школьной дезадаптации.

Школьная дезадаптация – психическое и иногда физическое отклонение, мешающее школьнику влиться в школьную среду.

Кадр из фильма «Временные трудности»

Для родителей школьная дезадаптация означает падение успеваемости, жалобы на поведение и прогулы от учителей. Ребенок устает, плохо идет на контакт.

Нам кажется, что это «временные трудности», что пройдет само или что строгий выговор сделает его лучшим человеком. В лучшем случае жалуемся на школу и как-то пробуем с ребенком проводить время – хороший старт, но важно понимать суть проблемы.

Причины школьной дезадаптации

  • Гиперопека, сильное давление авторитетом. Ребенок боится неудач и ошибок, стыдлив;
  • слабый иммунитет, болезни, переутомляемость;
  • неподготовленность к нагрузке в школе, отсутствие знаний и навыков справляться с заданиями учителя;
  • невнимательность, слабая память, проблемы с самооценкой, нарушения развития;
  • сложная, слишком насыщенная образовательная программа.

Рекомендации по борьбе со школьной дезадаптацией

Каждому из нас хочется, чтобы его индивидуальность ценили, но для этого нужно работать над собой. Школьнику это часто оказывается не под силу, он не получает внимания, возникает дезадаптация.

Нужно отвлечься от своих проблем и представить мир ребенка. Вот он попадает в новый класс, вдохновленный. Все школьники разные, не у всех есть умение налаживать контакт. Стеснение или незнание обстановки тяжело сказывается на новичках.

Особо впечатлительные школьники испытывают тревожность при знакомстве, это нормально, но откуда детям знать. Новеньким и особенным, чем-то выделяющимся ребятам достается от сверстников. Это бьет по характеру ребенка, лишает его уверенности. В итоге он замыкается в себе и вдохновение к учебе испаряется.

Эмоциональная дезадаптация – ребенок переживает срыв, походы в школу не приносят удовольствия, а поделать с этим он ничего не может. Такая история часто случается с детьми, на которых родители возлагают большие надежды. Но от ошибок никто не застрахован и они тяжело их переживают.

Есть два типа эмоциональной дезадаптации: когда ребенок делится проблемами и когда молчит. Второй случай особенно тяжелый, потому такого школьника необходимо выводить на контакт.

Метод беседы

Поговорите с ребенком. Не выливайте на него все сразу, но постарайтесь наладить человеческий контакт. Когда он начнет вам доверять – он раскроется сам.

  • Больше внимания: наблюдайте, играйте, советуйте, но не воспитывайте.
  • Не возлагайте на ребенка слишком много. Он конечно самый лучший, но он всего лишь ребенок, ему еще многое не под силу. Давайте ему ровно столько, сколько он может съесть: всех наук не освоишь.
  • Оценивайте его реальный успех, а не ожидаемый.
    Любые эмоциональные заявления взрослого провоцируют ребенка, потому не стоит общаться с ним на эмоциях больше необходимого – будьте с ним на равных.

Познавательная дезадаптация. Ребенку тяжело дается школьная программа.

Метод репетитора

Если есть проблема – ее нужно решать. Займитесь с ребенком учебой и подтяните его по нужным предметам, либо передайте это дело репетитору.
Поддерживайте его, несмотря на плохую успеваемость и у него все получится.

  • Дать ребенку понять, что любые его занятия очень важны. Так вы поможете ему обрести веру в себя: справился с этим, справишься и со всем остальным.
  • Ребенок должен понять, что любая цель достигается небольшими шагами – поощряйте его даже в небольших достижениях.
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими. Сравнивайте его в плане его личного прогресса, улучшения его собственных результатов.

Школьная система так устроена, что не всегда у ребенка есть возможность понять предмет. Учеников много, учителя не всегда обращают внимание на отстающих. В итоге отстающие школьники теряют интерес к учебе, отказываются учиться. Так проблема усугубляется. Особенно тяжелый случай – когда ребенка совсем никто не поддерживает. На почве непонимания у него развивается дезадаптация.

Поведенческая дезадаптация. Ребенок ведет себя неадекватно, не принимает нормы поведения. Для некоторых выражается в агрессии и вандализме, других – в зажатости и тревожности, но суть одна: школьник не чувствует поддержки и понимания.

Метод арт-терапии

Предложите ребенку изобразить на бумаге свою главную проблему. Не торопите и не прерывайте его во время рисования – ребенку важно дать время осмыслить себя, найти себя. Узнайте, что он имел в виду.

Рисунок это лишь один из вариантов занятия – подберите ребенку наиболее интересное. Такое, где он мог бы себя проявить по настоящему. Пусть попробует новое, а вы на этот раз проследите, чтобы он получал достаточную поддержку и внимание.

Физиологическая дезадаптация. Повышенная утомляемость, слабость, головные боли или боли в животе, нарушения сна и аппетита могут быть симптомами дезадаптации. Сюда также входят вредные привычки: обгрызание ногтей, ручек, дрожание рук, заикания, заторможенность или повышенная активность.

Специалист может точнее диагностировать физиологическую дезадаптацию и прописать лекарства, стимулирующие мозговую активность и успокаивающие нервы. Для начала можно проконсультироваться со школьным психиатром.

  • Возможно, ребенок недостаточно подготовлен к интенсивной школьной программе. Займитесь с ним развитием образного мышления: рисуйте, играйте в конструктор.
  • Любые занятия с детьми чем-то кроме просмотра телевизора дают результат, но лучше, когда он спланирован – создайте режим дня и объясните школьнику, чем он ему поможет.

Скрытая дезадаптация – когда ребенок уже пережил кризисные моменты школьной жизни, но не справился с ними до конца. Он подстраивается под обстоятельства, что разрушает его дальше. Он может хорошо справляться со школьными занятиями, но не находить контактов с другими детьми. Учитывайте общее состояние и отдельные сферы деятельности ребенка, чтобы вовремя увидеть проблему.

Важно обеспечить преемственность в развитии умений и навыков в школе. Кризисы школьной дезадаптации приходятся на переходные моменты из младшей в среднюю школу, в старшей школе при переходе на профильное обучение.

Совместные усилия психолога, учителя и родителей помогут школьнику адаптироваться к условиям обучения в школе, а врач подскажет лекарства, стимулирующие мозговую деятельность в переходный период.

Самое важное – восстановить у ребенка положительное отношение к жизни. Когда учеба в радость, школа перестает быть проблемой.


«Говори, Форрест, говори!» Как понять, что у ребенка речевые нарушения и что делать. Развивающие игры для маленьких детей

«Говори, Форрест, говори!» Как понять, что у ребенка речевые нарушения и что делать. Развивающие игры для маленьких детей

Знакомая сцена? Форрест Гамп сбрасывает ортопедические скобы и бежит без остановки пол фильма. Сильный фильм, сильная сцена борьбы человека с нарушениями в развитии.

Примерно в половине случаев нарушения в развитии ребенка происходят по причине психотравмы, в том числе речевые – если вовремя начать коррекцию и лечение, можно избавить ребенка от недуга.

Кроме психотравмы, причиной возникновения расстройств речевого аппарата могут стать наследственность и родовые травмы, тогда врачи-акушеры поставят диагноз в самом раннем возрасте.

Как определить нарушение речи у малыша самостоятельно

Если врачи ничего не обнаружили, но нужно подстраховаться – посмотрите, что должен уметь ребенок к определенному возрасту:

Через 1 месяц Выражает недовольство криком
Через 4 месяца Улыбается, когда с ним общаются
Через 5 месяцев Произносит отдельные слоги, следит взглядом
Через 7 месяцев Привлекает внимание определенными звуками
Через 9 месяцев Говорит первые слова из одинаковых слогов типа «ма-ма»
Через 10 месяцев Знает примерно 8 звукосочетаний и слогов, может покачать головой или помахать ручкой
Через 12 месяцев Произносит хотя бы одно слово, прислушивается к музыке, понимает простые просьбы
Через 15 месяцев Может осмысленно позвать родителей
Через 19 месяцев Знает несколько осмысленных слов
Через 20 месяцев Различает слова «большой — маленький»

Речь ребенка формируется в самом раннем возрасте. Он или она смотрит на родителей, повторяет звуки. При существенных отклонениях от нормы есть повод обратиться к специалисту – в возрасте 3-4 лет скорректировать развитие ребенка легче, чем в средней школе.

Министерство образования и науки отмечает рост обращений родителей к логопедам: 58% школьников имеют логопедические проблемы.

Для коррекции развития речи у малышей врачи рекомендуют развивающие игры и стимулирующие мозговую активность препараты с мягким эффектом, сиропы.

Развивающие игры для детей до 3 лет

Главное, что можно сделать для малыша в таком раннем возрасте – создать эмоциональный комфорт и уют. Ребенок хорошо откликается на эмоции, но это палка о двух концах.

Не ругайтесь при ребенке, поддерживайте любые обращения к малышу улыбкой и любовью – все получится! Перечисленные ниже игры помогут облегчить процесс взросления любого ребенка и ускорить развитие речи.

  • «Я называю – ты ищешь». Игра для стимуляции произношения звуков, в которую стоит играть почаще и с разными предметами. Принцип простой, думаю вы уже догадались: обращаем внимание ребенка на предметы, проговариваем ему их названия и побуждаем малыша повторить и всегда хвалим.
  • Пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики рук ускоряет развитие речи. Можно массировать ручки малыша, но важнее помочь ему самому проводить гимнастику. Выучите простой стишок и повторяйте жестами его содержание, как сурдопереводчик:

С двух лет можно также учить ребенка лепке из пластилина – эффект развития мелкой моторики рук будет еще сильнее.

  • Учимся ползать и лазать. Ребенок со временем и сам освоит эту науку, но нет никаких причин не помочь ему с этим. Любое расширение его программы воспитания создает условия для ускорения развития и речи – главное не перегружать. Просим малыша приседать, подниматься по лестнице, перешагивать препятствия, догонять мяч.
  • Танцуем. Вместе с ребенком танцуем под простые песенки, в которых нужно делать простые движения ручками и ножками. Песня выступает своего рода инструктором: «руку левую вперед, ножку правую назад…». Вам разумеется нужно показать и рассказать, чтобы ребенок повторял. Это упражнение улучшает координацию и отлично дополняет предыдущее упражнение, помогает выстроить ассоциативный ряд малыша.

Здесь можно подсмотреть плейлисты на любой случай – правильная музыка только усиливает эффект. Попробуйте увязать одну деятельность с другой: если смотрели мультфильм, то включите музыку из него для занятия танцами.

  • Ролевая игра. Занятие для детишек постарше, но можно готовиться заранее – хуже не будет. Вместе с малышом воссоздаем ситуации из реальной жизни: укладываем игрушку спать, представляем себя водителем или врачом и тому подобное. Здесь вы начинаете строить жизнь ребенка, ведь в таком раннем возрасте закладываются основы, так что подходите к выбору ситуаций тщательно.
  • Маленький – большой. Игра на определение размеров предметов. Берем две коробки и учим ребенка разделять большие и маленькие, твердые и мягкие, круглые и квадратные. В последнюю очередь можно научиться раскладывать предметы разных цветов.
  • Игры на улице. Улица для ребенка – совершенно новый мир. Откройте его для своего маленького Колумба: показывайте объекты для наблюдения и подражания. Гуляйте вместе, а не просто возите из точки А в точку Б.

Игры расширяют восприятие ребенка. Чтобы стимулировать развитие речевого аппарата, важно закладывать речевые ассоциации. Обычно, когда ребенок берет что-то нехорошее, мы сообщаем ему сигнал “фу”, подкрепляя слово соответствующей гримасой. Ребенок понимает этот сигнал. Ваша задача расширить количество таких ассоциаций, помочь ребенку выйти за рамки “плохое-хорошее” и он будет опережать сверстников.


Что нам делать с Непоседой: СДВГ, гиперактивность, как лечить, как быть, чем кормить

Что нам делать с Непоседой: СДВГ, гиперактивность, как лечить, как быть, чем кормить

Он много двигается, задает много вопросов и вообще — молодец. Но часто ребенок-непоседа становится солнышком в прямом смысле. Своим нестабильным гиперактивным характером он заставляет думать, что все должно крутиться вокруг него: жизнь мам и пап — так уж точно!
Но это только том случае, когда семья осознает, какой особенный ребенок у них растет. Но бывает и по-другому: родители погружаются в свои проблемы, забывая об ответственности за чадо, и тогда только и слышны крики…
Как помочь и себе, и ребенку? Нужно обратиться к врачу, и если он подтвердит «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ), то есть повод побеспокоиться и изучить вопрос лучше.

Итак, у вашего сына или дочки СДВГ. Первым гиперактивность у ребенка описал немецкий врач Генрих Хоффман. Он дал мальчику имя – Непоседа Фил. В конце девяностых про Непоседу снимут фильм.

На занятиях клуба для родителей «Алиса» организаторы спрашивают новичков, что из перечисленного свойственно их детям:

  • малыш лазит по мебели;
  • всегда готов гулять, но чаще бегает, чем ходит; много суетится;
  • извивается и корчит рожи;
  • совершает лишние движения и не замечает этого;
  • шумит по поводу и без;
  • неутомимо чем-то занят, никогда не отдыхает.

Положительный ответ хотя бы на несколько вопросов говорит о симптомах СДВГ.

За что?!!
Или как появляется СДВГ

Причиной развития у ребенка СДВГ могут быть:

  • осложнения во время беременности матери;
  • осложнения во время родов;
    болезнь ребенка: отравление, энцефалит, менингит, повреждения сердца;
  • алкоголизм и психические заболевания родителей;
  • в 20–30% случаев все дело в генетике – психические отклонения передаются по наследству.

Мальчики бывают гиперактивны в 6 раз чаще девочек. Сильнее всего СДВГ бьет по малышам 6–12 лет, после чего ребенок попадает в общество. Часто плохо учится и безобразно себя ведет. Родители-невежды ругают – проблема усугубляется. Как за рубежом, так и у нас отмечают: среди трудных подростков почти поголовно все имеют синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Психолог и автор книги «Как перестать сражаться со своим ребенком» Сьюзен Стиффелман живет с синдромом и отлично понимает проблемы детей и взрослых с СДВГ. По ее словам, главное это вопрос отношения к самому синдрому: нужно осознавать, что ребенок несет тяжелый крест и не выбирал «быть занозой». Ему нужна реальная помощь:

  • комплексное лечение – не сходить в аптеку за валерьянкой, а посетить специалиста;
  • строго следовать рекомендациям специалиста;
  • играть с ребенком в шумные и подвижные развивающие игры;
  • спокойствие, терпение, уверенность и настрой на хорошее – одно это способно свернуть горы, ведь настроение передается!

Но главное, сами родители должны четко понимать, с чем они имеют дело. В конечном счете, именно вы должны стать для своего ребенка всем, переложить ответственность не получится – у вас особенный ребенок.

Кризисы у детей с СДВГ

Первый кризис
Случается в 6-7 лет. Причем, признаки СДВГ наблюдаются длительный период (не менее 6 месяцев) и в двух сферах жизни ребенка (и в школе, и дома).

Второй кризис
Происходит в подростковом возрасте — в 11–16 лет.

Большое влияние на ход болезни имеет «погода в доме». Чем внимательнее к ребенку родители, тем лучше он себя чувствует, лучше способен справляться с гиперактивностью.
Негатив тут не работает. Наказания и крики заставят ребенка искать понимания где-то еще, и в худшем случае это будет дурная компания, а вместе с тем и дурные привычки.

Как лечить, как быть?

В США детей с СДВГ лечат таблетками. В России их часто даже не найти на прилавках – запрещены к применению.

Узнайте у врача, какое лекарство можно принимать. У нас традиционно развито лечение без препаратов: физкультура, психолог, педагог. Это дает плоды, но у ребенка, как правило, итак серьезный учебный план. Ребенку тяжело справляться с нагрузкой, возлагаемыми на него надеждами и желаниями родителей воспитать «идеал». Врачи это признают, потому рекомендуют успокаивающие лекарства, стимулирующие внимание и реакцию.

Научите ребенка двигаться. У живчиков нарушен обмен веществ и потому в организме накапливается адреналин, гормон стресса. Дети с СДВГ находятся в постоянном стрессе. Потому ребенку нужно давать выпускать пар, чтобы освобождать кровь от адреналина: необходимы занятия бегом и плаванием, катанием на лыжах или велосипеде, прогулки пешком.

Научите расслабляться. Бывает так, что гиперактивный ребенок срывается. Чтобы справиться с такой ситуацией, нужно найти точку фиксации. У рекордсмена по плаванию Майкла Фелпса был СДВГ. В детстве они с мамой договорились, что когда у него начинается срыв, мама показывает ему букву «С» – это всегда возвращало его в текущий момент.

Можно экспериментировать с медитацией, особенно если сами ей занимаетесь. Она заставляет организм уменьшить пульс, сократить выброс адреналина, помогает расслабиться, снять тревожность. Начать можно с визуальной релаксации для ребенка: создайте для его комнаты минималистичный, не раздражающий и не отвлекающий интерьер.

Соблюдайте вместе с ребенком режим дня: непоседам просто необходим размеренный темп жизни. Не делайте из этого трагедию, не настаивайте, подавайте пример. Не гневайтесь на ребенка, а всегда воспринимайте его всерьез, покажите ему свою любовь и заботу, станьте другом – и он за вами потянется.

Непоседу всегда нужно хвалить, когда он сделал что-то хорошее. Избегайте запретов: отвлекайте или переключайте его внимание вместо этого. Излучайте спокойствие, вплоть до того, чтобы говорить с ним шепотом. Хороший способ успокоить малыша это тактильный контакт. Когда объясняете ему что-либо, мягко трогайте его руку, поправьте рубашку – так можно захватить его внимание.

Это бывает сложно: мамы непосед-мучителей часто сами ходят к психотерапевту, чтобы справиться с нагрузкой. Но это уже тема другой статьи. Надеемся, у вас теперь есть более глубокое представление о вашем непоседе и наши советы были вам полезны!